Ресурсный центр по направлению «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»
Листовка "Сообщи, где торгуют смертью!"
Памятка УМВД РФ по Ярославской области для родителей (законных представителей) по предупреждению самовольных уходов детей и о действиях при их совершении.
Главной задачей Совета по профилактике правонарушений является соблюдение и охрана прав несовершеннолетних обучающихся, организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений; координация усилий педагогического коллектива, общественных организаций, различных Советов школы по указанным вопросам.
Основные направления работы:
- Оказание помощи в социальных вопросах учащимся и их семьям.
- Своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации.
- Выявление, предупреждение и своевременное решение конфликтных ситуаций, возникающих в школе, семье учащегося.
- Организация работы по профилактике и коррекции поведения учащихся
- Принятие мер воспитательного воздействия к ребёнку в случае пропусков уроков, неаттестации, совершении негативных поступков.
- Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами служб сопровождения, органом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и т.п.
Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение детей и подростков:
1. Процессы, происходящие в обществе:
- отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
- несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
- безработица (явная и скрытая);
- отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
- пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
- отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;
- доступность табака, алкоголя, наркотиков.
2. Состояние семьи, ее атмосфера:
- неполная семья;
- материальное положение семьи;
- низкий социально-культурный уровень родителей;
- отсутствие семейных традиций;
- стиль воспитания в семье;
- отрицание самоценности ребенка;
- удовлетворение потребностей детей ;
- злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;
- попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
3. Факторы риска, идущие от организации внутришкольной жизни:
Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.
К внутренним факторам риска относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.
Школа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений тесно сотрудничает с внешними субъектами профилактики:
- Ежегодно составляются и реализуются совместные планы с сотрудниками ПДН ОВД и ГИБДД,
- Ежемесячно (и по мере необходимости) собираются материалы на несовершеннолетних совершивших общественно-опасные деяния в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних
- Школа сотрудничает с работниками прокуратуры.
- Школа обращается в органы опеки и попечительства для организации работы с семьями «группы риска»;
- Школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования по вопросам занятости школьников во внеурочное время, вовлечение их в кружки и секции, так из несовершеннолетних состоящих на учетах посещают кружки и секции.
В начале каждого учебного года в школе создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Силами педагогов и администрации традиционно проводятся рейды с целью выявления детей, не приступивших к занятиям 1 сентября. Тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних. В школе на протяжении нескольких лет ведется папка работы по профилактике девиантного поведения учащихся, где фиксируются все данные об учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в районном подразделении милиции по делам несовершеннолетних, а также данные о семьях, находящихся в социально-опасном положении. В ней ведется учет сведений о проведенной работе с учащимися из «группы риска», записываются выводы и рекомендации специалистов: социального педагога, классных руководителей, психолога.
На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков, анализируют оперативную обстановку в школе.
На заседание Совета планируется комплекса мероприятий по профилактике правонарушений позволяющий привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.
Школа проводит большую работу по формированию здорового образа жизни у учащихся. Регулярно проводится анкетирование учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к психически активным веществам, выявление знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. При анализе выявляется, что уже в 6-м классе дети четко осознают опасность, связанную с употреблением ПАВ, резко негативно высказываются против употребления ПАВ и верят в действенность профилактических мер, они сами готовы принимать участие в такой работе. Дети всех возрастных групп имеют полное представление о ЗОЖ, стараются его придерживаться. Регулярно проводятся беседы о здоровом образе жизни, которые помогают становлению у детей санитарно-гигиенических навыков. Школьным библиотекарем оформляется выставки книг.
Большое внимание Советом по профилактики правонарушений уделяется профилактике пропусков занятий без уважительной причины, система профилактики преступлений против несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения с ними, их гибели и травматизма, система профилактики правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.